Древне-Индийская мифология

Боги

.А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Полубоги и люди

Вступление

Мифы разных народов похожи друг на друга. Есть ли в мифах древней Индии что-нибудь такое, чего не было в мифах скандинавских или греческих? Не будут ли они повторением уже известного, только с другими и к тому же очень трудными именами? Ответим так: неизвестного будет много. И трудного тоже.

Древнеиндийские мифы совсем не так популярны, как мифы скандинавские или греческие. Но они вошли в литературу этой страны так давно (от трех до трех с половиной тысяч лет назад), что сохранились в почти неискаженном виде. Поэтому мы, конечно, можем лучше представить себе, какими были настоящие древние мифы. Но зато трудностей становится только больше.

Боги древней Индии, конечно, во многом похожи на уже известных вам богов. Но совсем не похожа на все, что уже знакомо читателю, та роль, которую в этих мифах играют мудрецы. Это знатоки священных обрядов, владеющие тайнами магии. Они, как правило, божественного происхождения, но достигают могущества не благодаря ему, а в результате длительного (иногда многовекового) отшельничества. Их чудесные способности — дар, полученный в награду за "подвижничество", т.е. за духовные подвиги. Сосредоточившись на познании и исполнении высших законов мира, мудрецы отказываются от всех радостей жизни — от богатства, любви и семьи. Зато могущество их зачастую превосходит власть и силу самих богов.

Можно подумать, что древнеиндийские мифы стремились приравнять богов и людей, но это не так. Высшего могущества могут достичь не только мудрецы божественного происхождения, но и демоны — асуры, враги богов, или ракшасы, враги людей. Условие то же самое — подвижничество: отказ от обычной жизни и деятельности, сосредоточенность на познании. Такая внутренняя сосредоточенность может выражаться в полнойвнешней неподвижности. Так, один из демонов получил чудесные способности за то, что несколько тысяч лет простоял на одной ноге, глядя в небо.

Конечно, все это немного странно, но если подумать, объяснимо. В мифах древней Индии существовало понятие "дхармы", т.е. высшего мирового Закона или мировой Справедливости. Если люди или демоны подчиняются дхарме, то даже бессмертные боги над ними не властны.

Кто же награждает их за духовные подвиги?

Это делает всегда Брахма, творец Вселенной, установивший ее законы. Создатель мирового порядка почти не вмешивается в ход событий, связанных с его временными нарушениями. Для этого существуют другие боги: Вишну, Шива, Йндра. А также и мудрецы: Чьявана, Агастья. И совсем не случайно мудрецов называют "брахманами", т.е. почти так же, как и Бога-Творца. Брахманами бывают и демоны.

О деяниях богов и мудрецов рассказывают истории, которые вошли в этот раздел учебника.