Оккультные учения

За исключением особо оговоренных случаев, материал данной главы, касающийся инициации и жреческого обучения, основан на тщательно подготовленной и хорошо документированной книге Льюиса Спенса "Оккультные науки на Атлантиде». Его описания мистерий, в том числе обрядов посвящения, почерпнуты из корпуса мистических сведений, записывавшихся на арабском, греческом, английском, французском, немецком и испанском языках начиная с VII в. н.э. Так называемая традиция арканов (то есть таинств), имеющая отношение к оккультной истории в ее целостности, опирается на исторические записи тайных обществ с древнейших времен, когда они становились доступны для неофитов, приобщавшихся к оккультным материям.

Атланты продвигались более остальных народов мира в своих неустанных поисках ответов на сложные вопросы, поскольку благоприятные условия жизни в их стране давали возможность на досуге неспешно размышлять. Жрецы Атлантиды, стремясь к постижению собственной природы и Вселенной, развили в себе мистические способности до такого предела, какого мало кто еще достигал. Им было дано гораздо больше, чем даже самым чутким мистикам наших дней. Воспоминания об их дарованиях сохранились в древних текстах как тайная премудрость тех, кто пережил потоп. Изрядная доля премудрости, которой обогатили атланты оккультные науки, остается в цене и по сей день. Постепенно тайные познания объединили религию, магию и науку — и плоды такого слияния оказались горьки.

На заре цивилизации на Атлантиде обрядовые церемонии под открытым небом — вроде тех, что проводились в ночи полнолуния вблизи круговых каменных святилищ, — позволяли жрецам совершать опыты с измененными состояниями сознания. Постепенно эти вожди поняли, что им нет нужды полагаться на ритмические звуки пения или барабанной дроби, чтобы воспарить разумом к высшим уровням. Они обнаружили, что подлинная сила — в них самих. Они научились замедлять поток мозговых волн, входить в транс и исследовать потусторонний мир духов — источник всякого просветления. Для духовных упражнений подобного рода требовалось мало внешних опор, и все же участники полагали, что в состоянии транса можно достичь наибольшего успеха, надев особые маски. Например, птичья маска помогала душе вспорхнуть подобно птице.

Серьезные опыты жрецов-атлантов, исследовавших возможности своего разума, и неожиданные последствия их поисков побуждали их идти по намеченному пути все дальше, к еще неведомым пределам. Мало-помалу религия (иными словами, благоговейная вера и преклонение перед божественным существом, которое породило и держит в своей власти Вселенную) переплелась с магией, волшебством. Так возникли оккультные науки.

В конце концов количество магических и научных знаний, накопленных на Атлантиде, стало столь обширно, что людям, желавшим достичь высшей ступени жречества, требовалось полжизни на изучение этого громадного свода премудрости. Для полного развития мистических талантов необходимо было овладеть астрологией, астрономией, некромантией (умением общаться с духами умерших), алхимией, ворожбой и ясновидением (умением использовать сверхъестественные силы для предсказания будущего или выявления сокрытого знания). От претендентов на жреческое звание требовалось полное постижение всех этих наук, и они постепенно проходили через последовательные ступени развития — от неофитов к знатокам, а затем к волхвам.

Как сообщает Льюис Спенс, будущий неофит для начала подвергался особому обряду посвящения, который должен был подготовить его разум к предстоящим испытаниям. Обряд совершался на склоне горы, неподалеку от Города Золотых Ворот, где из-за тысячелетнего взаимодействия воды и лавы образовалась огромная естественная пещера. Пещеры, похожие на те, которыми пользовались атланты, например, Аль-гор до Карвао на Терсейре, сохранились на Азорах. В длину они вытянуты на 500 или 600 футов и часто имеют сводчатые потолки пропорциональной высоты. Начиная с Посейдоновой поры, атланты ежегодно расширяли и улучшали потайное пространство, ибо оно идеально подходило для отправления оккультных обрядов вдали от посторонних взглядов. В конце концов эта подземная пещера протянулась на 1300 футов в длину и 900 футов в ширину и превратилась в путаный лабиринт темных извилистых коридоров, часто перекрытых дверьми на запорах, отделанными орихалком. Во время инициации двери отпирались лишь после произнесения верной фразы, так что испытуемый должен был полагаться на свою интуицию, угадывая подходящие слова.

Самый распространенный обряд инициации в лабиринте символизировал акт смерти и возрождения. Обряды посвящения, совершавшиеся в древних храмах Египта, и шаманские обычаи, возникшие в глубине веков, тоже имели отношение к этому событию. Приводимые ниже сведения об инициации на Атлантиде Льюис Спенс позаимствовал из традиции арканов.

Когда будущий неофит вступал в потайной подземный лабиринт, его встречала молчаливая, едва различимая фигура. После мрачного спуска по тесным и сырым проходам ему было велено вскарабкаться по стене до прорубленной крошечной ниши. Скрючившись наподобие зародыша в материнской утробе, испытуемый проводил в таком положении долгое время, постясь и размышляя. На протяжении следующих девяти недель он пребывал в полугипнотическом трансе, чему способствовали дурманящие зелья и гипноз. За эти дни ему зримо являлось множество кошмарных видений, которые сполна давали вкусить ощущение подлинной смерти.

За этим следовало духовное возрождение — через взаимодействие с землей, воздухом, огнем и водой — стихиями, сопряженными с прорастанием нового духовного «я», уподобленного зародышу в материнском чреве. В конце этого «утробного периода» жрецы растирали тело неофита пахучими мазями и магическими средствами возвращали жизнь каждому органу в отдельности. В полдень седьмого дня девятой недели ритуала испытуемого готовили к церемонии окончательного возрождения. Они заворачивали его тело в плащаницу и окружали его яркими светом, знаменовавшим вступление в новую жизнь. Будущего неофита, достигшего нового уровня духовной чистоты, выносили из темного лабиринта в дивный сад, находившийся в двадцати милях от города. Здесь яркие диковинные птицы, цветущие кустарники, отягченные плодами деревья, грациозные животные, величественные ели, сверкающие водоемы создавали картину земного рая. Особый «источник молодости» и отборная пища помогали ослабленному человеку постепенно восстановить жизненные силы.

Следующий этап инициации разворачивался в этом же прекрасном саду. Едва слышно произносимые наущения позволяли проверить умение кандидата избегать подсказок Дьявола и его приспешников и полагаться на собственную интуицию. Так, испытуемому сообщали, что поблизости растет дерево с восхитительными плодами. И вот один строй голосов внушал ему, что вкушение этих плодов будет иметь роковые последствия, другой же твердил, что в них источник познания добра и зла. Правильный подход заключался в том, чтобы довериться чутью, которое отсоветовало бы касаться плодов с этого древа. Те, кто успешно проходил подобное испытание, становились неофитами — новопосвященными при храме Посейдона.

Вслед за обрядами инициации в лабиринте и зачарованном саду неофиты проходили длительный период труднейшего умственного обучения, прежде чем перейти на уровень знатоков. Они жили и учились в просторном отсеке храма Посейдона. Помимо оккультных наук они постигали ритуальную символику, целительство, левитацию, ясновидение с телепатией и прочие премудрости, передававшиеся на Атлантиде от одного поколения жрецов к другому и сохранявшиеся на протяжении веков. Для этого у них имелось все необходимое. Храмовая обсерватория была оснащена мощными телескопами с безупречно выточенными линзами. В школьных библиотеках хранилось множество древних рукописей, содержавших мудрость прошлых времен, в том числе и сакральные сочинения, касавшиеся божественных истин.

Важной составляющей жизни при храме Посейдона была медитация. Дважды в день ученики собирались в Чертоге неофитов, где благозвучное хоровое пение и мелодичные звуки музыкальных инструментов создавали нужную атмосферу. Участники медитации отдавались на волю льющихся сладостных звуков, и ими овладевало чувство, будто они беспрепятственно парят в небесах. Их сердца заполняли безмерная радость, ликование и глубокое ощущение своего единения со Вселенной.

По мере того как оккультисты продвигались от ступени неофитов к ступени знатоков, а затем и к высшей ступени волхвов, благодаря своим напряженным занятиям они осознавали, что еда, питье и прочие вещественные блага — лишь средства для поддержания или украшения тела, сами же по себе они несущественны. Они развивали свои умственные и духовные способности, учась общаться со сферой божественного. Крайне важно было всегда доверять собственному чутью, не поддаваясь на подсказки разума, всецело подчиненного логике. Чтобы привести в согласие чутье и рассудок, требовалось никак не меньше двадцати лет усердных упражнений в медитации и научных занятий. Цель состояла в том, чтобы тело, разум и дух успешно действовали заодно, наделяя человека наивысшей силой и властью. А затем каждый из одаренных жрецов сосредоточивал внимание на какой-то одной области оккультных знаний: алхимии, целительстве, предсказании, астрологии, ясновидении, некромантии или пророчествах. Во время последнего периода цивилизации на Атлантиде были широко распространены чародейство и колдовство.