Обычаи и верования

Перечисляемые ниже обычаи и верования атлантов, сохранившиеся в смежных с Атлантическим океаном краях, позволяют составить увлекательную, хотя и неполную картину жизни людей, которые переживали последний всплеск своей цивилизации на земле, вскоре затонувшей в морской пучине.

Брак

Понимая, сколь высока нравственная ценность семьи и сколь важно разделить земное время с другим существом, люди разного пола на Атлантиде стремились выбрать себе спутника на всю жизнь. А если женщина или мужчина предпочитали одиночество, они поступали в храм и посвящали жизнь духовному и умственному совершенствованию, а также служению другим людям. К людям, избиравшим однополую любовь, на Атлантиде в целом тоже относились с пониманием. Атланты верили в перевоплощение душ и полагали, что такие люди, из-за того, что в недавнем прошлом воплощении относились к другому полу, не желают соединяться с человеком этого пола в жизни, которая выпала им на сей раз. Поскольку они желали сохранить преданность частице своего прежнего "я", их уважали за верность. Иными словами, вообразите, что в нынешней жизни вы — женщина, но в прежнем счастливом воплощении были мужчиной. Воспоминания об этом мужском прошлом прочно укоренены в вашем подсознании. И эта память пересиливает нынешнее ощущение принадлежности к женскому полу. Из уважения к своему прошлому "я" вы и теперь предпочтете не сходиться с другими мужчинами.

Брак именовался "союзом". Двое влюбленных, желавших навсегда соединиться, шли к местному жрецу, и тот с помощью своих мощных духовных способностей проникал в сущность их душ и определял совместимость четы. Брак сулил оказаться более крепким, если оба супруга пребывали на одинаковой стадии духовного развития, — особенно если (как это чаще всего и происходило) их первоначальное стремление друг к другу имело физическое свойство и основывалось на половом влечении. В Америке у индейских племен ирокезов, чероки и черноногих, чьи отдаленные предки вели свой род от атлантов, бытовал сходный обычай Пары, желавшие сочетаться браком, обращались к своему племенному лекарю, и тот изучал ауру (цветную полосу света, окружающую тело) каждого из будущих супругов и сообщал, насколько удачным будет задуманный союз.

На Атлантиде жрец, одобрив брак, благословлял чету и дарил им пару браслетов, которые супругам полагалось носить на левом предплечье. Супруги были равноправны, правда, считалось, что муж должен всячески заботиться о жене, когда та вынашивает детей.

В предзакатный период существования последней цивилизации на Атлантиде разрешалось брать себе двух жен — возможно, из-за того, что слишком много мужчин воевали на чужбине. В таких семьях обычно царила гармония, поскольку детей учили любить и почитать не только собственную мать, но и вторую жену своего отца, а та в свой черед старалась печься о них так же, как о родных чадах.

Развод

Если атланты оказывались несчастливы в браке, они снова приходили к жрецу, и тот пытался помочь им жить в ладу друг с другом Если же это но помогало, религиозный вождь забирал у них браслеты супружества, и оба освобождались от брачных уз. Атланты считали, что вовсе не следует всю жизнь страдать от совершенной в молодости ошибки. Когда расставались супруги, у которых были дети, и ни один из них не желал заботиться о своем потомстве, то ответственность за их воспитание брали на себя люди постарше, чьи родные дети уже выросли. Оставшиеся без опеки сироты тоже находили кров у почтенных пожилых людей.

Кувада

Слово "кувада" (couvade) происходит от французского глагола "ouver" - "сидеть на яйцах", "высиживать птенцов"

Странный, даже отталкивающий обычай кувады был настолько распространен в доисторическую эпоху, что тысячелетиями сохранялся по обе стороны Атлантики. После рождения ребенка новоявленный отец ложился в постель и несколько дней кряду почти не принимал пищи, а жена за ним ухаживала. Иногда вслед за этим постом друзья и соседи мужчины или местный духовный глава наносили ему ножевые ранения или иным способом причиняли боль. Если тот хорошо переносил истязания, все выказывали ему почтительное восхищение и выражали надежду, что боль уже не потревожит его новорожденное дитя. Если же отец заболевал после такого самоизнурения, то и ему, и младенцу угрожала опасность. На протяжении целого года после рождения ребенка такой отец не прикасался к острым предметам и воздерживался от участия в различных смелых вылазках, например в охоте, так как считалось, что любой вред, нанесенный отцу, может пагубно сказаться и на ребенке. Предположительно, обычай кувады зародился на Атлантиде, откуда впоследствии был занесен в окрестные страны. Он бытовал в Мексике, среди карибов и араваков в Центральной Америке, а к востоку от Атлантиды — в Ирландии, среди иберов на севере Испании, во Франции и — совсем до недавних пор — среди басков.

Обрезание

Обычай совершать обрезание возник в жарком климате Атлантиды в качестве гигиенической предосторожности, а затем он распространился и в другие страны. Так, его придерживались египтяне, которые в Vв. до н.э. сообщали Геродоту, что этот обряд зародился в "отдаленнейшей древности". В Древнем Египте обрезание было обязательным лишь в том случае, если юноша собирался стать жрецом. Обычно обрезание совершалось, когда мальчик достигал четырнадцатилетия, впрочем, выбор оставляли за его родителями. Из Египта обряд перешел к финикийцам и древним евреям. Как пишет Игнациус Доннелли, еврейские раввины продолжали пользоваться при свершении обряда каменными ножами даже после того, как в широкое употребление вошел металл. Доннелли усматривает здесь указание на то, что сам обряд восходит к каменному веку.

Погребальные обряды

Обычаи меняются весьма медленно, а погребальные и религиозные обряды, пожалуй, отличаются наибольшей долговечностью. Разумеется, и на них постепенно сказываются новые веяния, однако на протяжении доисторической эпохи похоронные обычаи почти не претерпели сколько-нибудь существенных изменений. В 10 000 г. до н.э. наблюдалось поразительное сходство в погребальной практике народов, живших в странах, к которым был открыт доступ со стороны Атлантического океана. Эти традиции — в числе прочих, применение красной охры и мумифицирование трупов, — помогают узнать некоторые подробности о жизни на Атлантиде, прародине этих цивилизаций.

Атланты были убеждены в бессмертии и потому не страшились смерти. Поскольку они верили в дальнейшее существование души, считалось важным сохранять от тления хотя бы часть телесных останков, чтобы в них теплилась загробная жизнь; если же это земное обиталище души полностью разрушалось, то она утрачивала бессмертие. Для подготовки тела к последующему существованию использовались красная охра, двойное погребение и мумификация. Сложные обряды, которыми сопровождались похороны, были призваны убедить родственников и друзей покойника в том, что тот основательно подготовлен, а раз и навсегда заведенный порядок придавал должную меру покоя повседневной жизни. Каждый оплакивал своих близких и тосковал по ним, когда они уходили из жизни, но все они знали, что когда-нибудь вновь воссоединятся, и потому не испытывали того горестного раскаяния или унылого чувства опустошенности, которые вызывает безвозвратная утрата. Жители Атлантиды посвящали неимоверное количество времени и стараний подготовке тел покойников к загробному существованию, отчасти потому, что поборником такого религиозного обряда выступало их необычайно ученое и могущественное жречество. Эти духовные вожди постоянно укрепляли веру в то, что душа человека, созданная и выпестованная неким высшим существом, не умирает с последним ударом сердца.

В случае сравнительно простых похорон тело тщательно обмазывалось краской из красной охры, чтобы в следующей жизни у души не было недостатка в крови. Любящие родственники украшали тело и одежду мертвеца ожерельями, поясами и запястьями из ракушек, бусин или драгоценных камней. Зачастую они клали в могилу особую утварь, которую покойник должен был использовать в потустороннем мире. Жрецы придавали телу сидячее или скорченное (как у зародыша) положение — с подтянутыми к животу коленями, — готовя к повторному рождению в этом мире. Такие скорченные погребения кроманьонцев, относящиеся к эпохе существования Атлантиды, обнаружены в Африке, в Западной Европе и по другую сторону океана, в Южной Америке. Красная охра, которую наносили натела покойников, добывалась в гематитовых рудниках в Африке еще 40 тысяч лет назад. Африканцы и сейчас продолжают использовать эту краску в похоронных обрядах, что свидетельствует о необычайной стойкости погребальных обычаев.

Для того чтобы труп оставался в скорченном положении, требовалось произвести необходимые действия, прежде чем тело успеет окоченеть. Если же оказывалось, что придавать ему позу эмбриона слишком поздно, то жрецы закутывали останки в ткань или лыко и высушивали их над огнем. После того как тело теряло влагу, его натирали смягчающими жирами и маслами до тех пор, пока суставы не обретали нужную гибкость. Ритмичные звуки похоронных песнопений, сопровождавших эти непростые подготовительные церемонии, вкупе с ароматом от воскурений копалом и другими душистыми травами, помогали присутствующим друзьям и родственникам войти в близкое к трансу состояние для общения с умершим.

В некоторых областях Атлантиды географические условия не предрасполагали к захоронениям под землей. В горных районах было мало подходящих мест, а в прибрежных зонах всегда существовала опасность затопления. И атланты измыслили различные способы сохранения по крайней мере части останков умерших. Один из этих способов заключался в двойном погребении. Этот обряд был куда сложнее обычных похорон. Вначале семья покойного с подобающими почестями хоронила его тело с помощью жреца. Подождав, пока плоть разложится, они извлекали из могилы скелет, шлифовали кости и покрывали их красной краской. Наконец, они снова хоронили скелет, нередко помещая его в сосуд, который переносили в более укромное, огражденное от разгула стихий место и ставили на землю. Атланты и их потомки совершали обряд двойного погребения в различных заселенных ими землях вокруг Атлантического океана. Находимые в Южной Америке погребальные урны и выкрашенные в красный цвет кости кроманьонцев порой относятся к более древней эпохе, нежели аналогичные находки в Европе, это указывает или на то, что там они поселились раньше, или на то, что в глуши амазонской сельвы грабители могил наведывались в пещеры гораздо реже, чем в европейских землях.

Племена, населявшие долину Амазонки, при совершении двойного погребения умели ловко отделять мясо от костей. Родственники покойного клали его труп в реку, где плотоядные рыбы вроде пакомона и пираньи вскоре аккуратно обгладывали мертвеца до костей, так что тот уже был готов ко второму погребению. Индейцы племен дакота, чокто и сиу (а все они ведут род от выходцев из Атлантиды, переселившихся в Северную Америку) кладут мертвецов на особую площадку, а позднее шлифуют и красят в красный цвет кости. Тела лежали на открытом месте в течение года, поскольку считалось, что дух умершего связан с землей еще двенадцать месяцев. Промежуток времени, предшествовавший захоронению останков, позволял душе умершего получить нужные указания от птиц. По словам чокто, они выкрашивали кости мертвецов красным, потому что таков был цвет "старой красной земли", затонувшей в восточном океане, — а, как мы помним, именно так отзывались обитатели Центральной Америки о прародине своих предков — Атлантиде.

Другой техникой, разработанной на Атлантиде для сохранения тел для того, чтобы у души имелось надежное пристанище в следующей жизни, стала мумификация. Пещеры, которыми изобиловала страна, предоставляли пространства, защищенные от наводнений и вулканических извержений; туда и клали сохраненные таким способом от порчи тела любимых ближних. Мумии, свидетельствующие о необычайно высоком мастерстве бальзамирования, выработанном атлантами, обнаружены в Перу, Мексике, Египте и на Канарских островах (все эти земли, как можно заметить, примыкают к атлантическим водам). Жители этих стран продолжали бальзамировать тела умерших еще долгое время спустя после гибели Атлантиды.

По мере того как на Атлантиде одна цивилизация сменяла другую и молодежь стремилась к преодолению старых обычаев, отдельные смельчаки производили опыты с кремацией, то есть трупосожжением. Особо одаренные люди, умевшие менять скорость колебаний или плотность составных элементов материальных предметов — а тем самым и вызывать временные изменения в их атомном строении, — использовали свои способности для уничтожения трупов. Эдгар Кейс сообщает, что обосновавшиеся на Юкатане переселенцы црактиковали обряд кремации и приносили пепел умерших в храмы, поэтому в местах их обитания и не осталось никаких следов погребений. Когда они сжигали труп, атлантам представлялось, будто духи каждой из стихий — воздуха, земли, огня и воды — забирают себе ту часть человеческого тела, из которой она и была порождена. Отголосок ритуала, сопровождавшего трупосожжение, дошел до наших дней в виде распространенной поговорки: "Пепел — к пеплу, прах — ко праху".